22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
04/04
01/04
29/03
27/03
26/03
22/03
19/03
16/03
15/03
13/03
12/03
Архив материалов
 
Времена лжи с Владимиром Познером
Книга о телевидении редко может быть интереснее самого телевидения. В смысле привлекательности, броскости, яркости. На страницах книги не разместишь движущиеся озвученные картинки, которые так втягивают зрителя в экранное пространство. Поэтому редко на что поверхностное обратишь внимание.

Другое дело, когда пишущий о ТВ старается понять роль изучаемого объекта в духовных и социальных катастрофических процессах. И способен при этом на нетривиальные выводы.

Когда первый раз взял в руки увесистый том исследования Сергея Смирнова, то, честно признаться, был немного удивлён. Книга посвящена всего одному, пусть и довольно известному телеведущему Владимиру Познеру и его программе. Подумалось: а не слишком ли много внимания уделено конкретной телевизионной персоне? Нет ли здесь мистифицированного ужаса перед силой и влиянием электронных СМИ?

Тем не менее уже с первых же страниц становится понятной весьма радикальная, жёсткая позиция автора. Свою задачу он видит в том, чтобы «объяснить людям, что телевидение уже почти двадцать лет НЕ ЯВЛЯЕТСЯ (выделено С.С.) средством массовой информации», что оно – «опасность, обман, путь, ведущий к смерти (часто физической)», что «нельзя доверять «голубому экрану», нужно воспринимать его как врага хотя бы для того, чтобы не оказаться жертвой обмана».

Правда, автор оговаривается, что «голубой экран» враждебен не тотально, но «лишь» своими новостными и аналитическими программами, ток- и прочими шоу, «фабриками звёзд», «бригадами», «историческими передачами» Сванидзе, Радзинского и т.п. Исчерпывающий список, не правда ли? Который, кстати, свидетельствует о том, что телеаналитик смотрит не одни лишь «Времена», в чём можно было бы его заподозрить, исходя из «узкой специализации».

И всё же автора в наибольшей степени волнует вещание общественно-политическое. А поскольку ТВ у нас в последние годы стало бесповоротно-безальтернативным, то и неудивительно, что в центр внимания попали познеровские «Времена». К слову сказать, непримиримый критик телевизионного «временщика» не отказывает тому в профессионализме, в образованности, в умении работать. Что настраивает на серьёзный лад. Заставляет ждать не истеричных выкриков, но серьёзного разговора.

Наблюдательность исследователя – одно из несомненных достоинств «суммы против Познера», как можно было на средневековый лад обозначить издание. К примеру, он пишет: «Каждый раз поражает то, как все чиновники, политики, общественные деятели, олигархи и пр. люди, которых, казалось бы, уже трудно чем-либо смутить, вынуждены на «Временах» буквально стараться, а иногда даже оправдываться и даже выслуживаться перед ведущим.
И хотя понятно, что они стараются исключительно ради своего рейтинга и уровня популярности у населения, что они горячатся и выслуживаются прежде всего перед телезрителями и своими начальниками, которые смотрят в этот момент передачу или которым потом донесут, что надо, но по факту получается, что ядром власти, генеральным секретарём «всего вокруг» является хорошо себя подающий и профессиональный ведущий». Подмечается всё: и то, как Познер был одет в той или иной передаче, и то, как он себя вёл, и то, кого и как он цитировал и кого приглашал в студию. По сути, читатель имеет дело с довольно подробным анализом (из программы в программу) полуторагодичной деятельности ведущего аналитической программы Первого канала.

Разбор отдельных выпусков «Времён» показывает, как самые разные люди попадают в телестудии в неприятные и неожиданные для себя ситуации, невольно становятся инструментарием изощрённейших манипулятивных приёмов, часто не ведая об этом или догадываясь, «когда уже поздно». Причём использует Познер таким образом всех – от ультралиберала Гайдара до национал-державника Аксючица. Участники идут в Останкино, чтобы донести до народа собственное мнение, но всё уже так задумано и срежиссировано хитроумным ведущим – и это основная мысль книги, – что любое, даже самое правильное мнение будет лить воду на мельницу Познера или тех, кто заказал ему внедрение определённой установки в массы.

Однако, вступаясь за гостей «Времён», скажу: со стороны легко обвинять и называть всех послушными куклами. Люди попадают действительно в непривычную для себя ситуацию, тем более программа не идёт в прямом эфире, и руководство впоследствии может просто выбрасывать, «вырезать» неугодное, монтировать как угодно, и вы никогда никому ничего не докажете. Да и случаи «неповиновения» случались: помню, как губернатор Краснодарского края Ткачёв на познеровские попытки понукать и помыкать собеседником быстро внёс ясность, заметив: «Я буду говорить то, что считаю нужным». Не стоит, наверное, и придавать режиссуре Владимира Познера и некую демоническую всесильность.

Если читатель хочет острых наблюдений, недюжинной смелой интуиции, смелых и нередко доказательных выводов, имеет силы и способности отделять их от эмоций, а также и заочно спорить по многим позициям, то книга Сергея Смирнова для него.

Георгий АССИКРИТОВ

0.054484128952026